Признаки:
- иерархия
- избирательность
- взаимность
- удовлетворенность
- визуальные, невербальные связи
Типы:
- официальные и неофициальные
- деловые и личные
- рациональные и эмоциональные
Официальными называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами.
Неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.
Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу.
Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.
Эмоциональные отношения основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают.
Особенности:
- Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения.
- связи формируются через личностное отношение к труду, другим индивидам и самому себе.
Домашнее задание:
Наш класс - малая группа.
Содержит в себе официальные отношения, т.к. класс регулируется уставом школы, и каждый имеет должность ученика. Также ученики обязаны выполнять требования классного руководителя, что так же свойственно официальным отношениям.
Однако, определить деловые или личные отношения образуются в классе затруднительно. Ведь класс может быть распределен на группы, такие как группа, которая обязана проводить зарядку перед уроком, группа, которая отвечает за дежурство по школе, группа, отвечающая за праздники и развлечения и т.д. С другой стороны, в классе образуются группы по личному отношению. Например, 4 ученика приходятся лучшими друзьями друг другу, но имеют антипатию к другим одноклассникам. И так у всех.
И в конце концов класс имеет рациональные отношения, где общей целью выступает, например, хорошо закончить год, написать все контрольные почти на отлично. Но без знаний друг о друге троечники не смогут выполнить эту цель. И на контрольной, зная, что Вася отличник, троечник Петя будет у него спрашивать ответы, а не у других.
Комментариев нет:
Отправить комментарий